©2018 Учебные документы
Рады что Вы стали частью нашего образовательного сообщества.

Оперативное и внутреннее управление в чешских университетах: разработка и применение системы гарантирования качества в высших учебных заведениях Чешской Республики

Оперативное и внутреннее управление в чешских университетах: разработка и применение системы гарантирования качества в высших учебных заведениях Чешской Республики


Ева Валентова и Анна Котланова, Университет Западной Богемии, Чешская Республика

СЕП+ 8222-96 являлся крупным трёхлетним проектом, охватившим 19 партнёров из 4 различных стран: Чешской Республики (10), Соединённого Королевства (6), Дании (2), Швеции (1). Это был единственный СЕП+ в Чешской Республике, и по аналогии со всеми остальными СЕП, осуществлявшимся в то время в стране, его цели заключались не в разработке учебных курсов или студенческих обменах, а в достижении решающих сдвигов в подходе главных участников к способам гарантирования качества высшего образования. Несмотря на существование Национального совета по утверждению и на то, что у некоторых университетов действовали свои собстенные международные советы по утверждению, упор делался на оценку скорее ради утверждения, чем в целях непрерывного повышения качества.

Все задействованные учреждения и учебные заведения ЕС располагали тщательно разработанными системами гарантирования качества, которые различались по степени сложности и особенностям управления. Выход на три различных систем гарантирования качества и благоприятная возможность приобрести опыт из первых рук посредством наблюдения и обсуждений на всех уровнях (отделение, факультет, учебное заведение, министерство) оказал существенное влияние на вовлечённых чешских партнёров, даже если и не в одинаковой мере. Первая группа, включая Университет Западной Богемии, разработала свои собственные системы, вторая - ввела некоторые методы, и третья - проявила свою осведомлённость в вопросе.

Сильная сторона проекта заключалась в соблюдении обязательств непосредственно вовлечёнными в него участниками, а слабая сторона - в довольно нерешительном подключении тех, кто отвечает за принятие политических решений на уровне учебного заведения и на высшем уровне. Партнёры из ЕС неоднократно указывали в той или иной связи на этот недостаток, а их чешские коллеги предприняли усилие по его устранению, приглашая деканов, ректоров, представителей министерства образования, Центра по изучению высшего образования, органа по утверждению и Совета высшего образования принять участие как в семинарах по вопросам распространения, так и в краткосрочных поездках в университеты ЕС. Это усилие дало, наконец, свои плоды, поскольку в новом Акте о высшем образовании (вступившем в силу с 1 января 1999 г.) содержится, кроме прочего, требование о том, чтобы в уставе каждого университета давалось описание способов обеспечения им качества обучения.

Распространение и институциональное строительство имеют первостепенное значение

Накопленный нами опыт осуществления этого и других проектов Tempus показывает, что распространение и институциональное строительство являются ключевыми направлениями для программы Tempus, особенно в отношении тех стран, которые в настоящее время также охвачены инициативными проектами ЕС “Сократ”, “Леонардо да Винчи” и другими. Вместе с тем приходится с сожалением отметить, что в связи с сокращением финансирования падает интерес к этим проектам со стороны партнёров из ЕС. Дело обстоит иначе в отношении нашей страны и наших студентов, которые получили дополнительные средства в рамках программы Phare, но трудно сказать, насколько долго будет продолжаться это дополнительное финансирование. Нашедшие поддержку в рамках программ ЕС учебные поездки как студентов, так и персонала стали существенным фактором интернационализации нашего высшего образования и подготовили наши университеты к их вовлечению в другие программы Европейского Союза, в рамках которых мы рассматриваемся как равные партнёры. Хочется надеяться, что эти новые программы станут взаимовыгодными, что мы будем в состоянии взяться за осуществление достаточного числа интересных предложений и, что наши коллеги из стран ЕС признают, что у нас тоже есть что предложить.




Рассмотрение конкретного примера 3


Новые программы подготовки к получению степени магистра и летние школы в области европейских исследований


Профессор д-р Александр Шнырков, заместитель директора Института международных отношений, Kиевский университет им. Тараса Шевченко, Украина

Институт международных отношений Kиевского университета им. Тараса Шевченко является ведущим на Украине центром по подготовке специалистов в области международных отношений и внешней политики. Он принимает активное участие в различных международных проектах в сфере высшего образования и исследований, а в 1997 г. стал первым украинским высшим учебным заведением, которое координировало широкомасштабный проект Tempus-Tacis.

Проект “Подготовка специалистов в области европейских исследований” (Т-СЕП 10337-97) был осуществлён в сотрудничестве со Свободным университетом Брюсселя (Бельгия) как заказчиком, с Университетом Мюнстера (Германия) и Университетом Халла (Соединённое Королевство). Он был нацелен на подготовку специалистов высокого уровня в сфере европейских исследований в условиях решения трёх задач:


  • создание в течение трёх лет отделения европейских исследований в Институте международных отношений;

  • разработка двухлетней программы подготовки к получению степени магистра (2-й цикл) в области европейских исследований;

  • организация летнего университета в сфере европейских исследований как разновидности дальнейшей подготовки служащих государственного и частного секторов, равно как и разновидности интенсивных курсов для студентов 3-го цикла и студентов, готовящихся к получению докторской степени.

Mиссия завершена

Основные задачи проекта были успешно выполнены:



  • Двухлетняя программа подготовки к получению степени магистра по новой специальности “европейская политика” была начата в сентябре 1998 г. Были обеспечены новые курсы подготовки, а украинские студенты, готовящиеся к получению степеней магистра и доктора, равно как и преподавательский состав, проходят подготовку в партнёрских университетах.

  • В июне-июле 1998 г. была организована первая летняя школа в области европейских исследований для 42 студентов из 12 украинских высших учебных заведений. Была организована внеслужебная переподготовка для персонала украинских правительственных учреждений - в первую очередь крупных чиновников министерства иностранных дел, которые работают с коллегами из Европейского Союза. В 1999 г. летняя школа в области европейской политики адресована к студентам и ассистентам, готовящимся к получению докторской степени.

  • В 1998 г. в рамках Отделения международных отношений и внешней политики была создана Секция европейской политики. В январе 1999 г. Центр европейских исследований был определён как главная координирующая структура. Основной задачей центра является подготовка и выполнение программ подготовки к получению степени магистра европейских исследований в сфере экономики, права, информационных систем и политики. Помимо специальности “европейская политика” в нынешнем году будет предложено три новых специальности: “европейская экономика и интеграция”, “европейское право” и “европейские информационные системы”.

Эти достигнутые результаты стали возможными только благодаря плодотворному сотрудничеству всего объединения участников, невзирая на национальные особенности и трудности. Качество было гарантировано в следующем виде.

  • Программа подготовки к получению степени магистра была разработана с учётом лучших практических результатов, достигнутых в Европе, Америке и Австралии.

  • При подборе преподавателей и студентов была принята во внимание ориентация их научных интересов на европейские исследования, а также их языковые знания. Качество подготовки проверялось в соответствии с принятыми на рынке труда национальными и международными критериями качества (80 % студентов работает сейчас в государственном и частном секторе) и в ходе участия в международных программах, семинарах, конференциях.

  • Результаты проекта распространялись посредством статей в прессе, странички в Интернете и по почте - в адрес других высших учебных заведений.

Рассмотрение конкретного примера 4


?


opuholi-chelyustno.html

opuholi-i-opuholevidnie.html

opuholi-krovetvornoj.html

opuholi-mozgovogo-stvola-.html

opuholi-nervnoj-sistemi--.html